Американская авиастроительная корпорация Boeing приостановила закупку титана в России, сообщила компания 7 марта. «У компании накоплены значительные запасы титана, в том числе благодаря инициативе Boeing по формированию пула поставщиков по всему миру, которая реализуется уже несколько лет», – отметила компания.
В сообщении Boeing поясняется, что запасы титана и сеть поставщиков позволяют обеспечивать бесперебойное производство гражданских воздушных судов. Компания продолжит предпринимать шаги для «обеспечения устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе». Boeing также сообщил о закрытии технических отделов в Москве и Киеве.
На вопросы «Ведомостей» о том, на какой срок приостановлены поставки и касается ли решение именно действующего контракта с российским титановым монополистом «ВСМПО-Ависма», в Boeing не ответили.
В 2021 г. Boeing поставил заказчикам 340 гражданских самолетов, это в 2,2 раза больше, чем в 2020 г. Объем новых заказов гражданских воздушных судов Boeing в 2021 г. составил 909 единиц. На конец года портфель заказов гражданских самолетов Boeing включал более 4200 воздушных судов, которые оцениваются в $297 млрд. По данным газеты The Wall Street Journal, Boeing получает из России около трети необходимого титана. Остальной металл компания получает из США, Японии, Китая и Казахстана.
Единственный производитель титана в России – «ВСМПО-Ависма», основными владельцами которой являются структуры Михаила Шелкова (65,27%) и «Ростех» (владеет блокпакетом). Компания является крупнейшим в мире производителем титана, занимая до четверти мирового рынка. По экспертным оценкам, она обеспечивает до 35% потребностей в титане Boeing, 65% – Airbus, 100% – Embraer. По данным «ВСМПО-Ависмы», основные заказчики компании – Boeing, европейская Airbus, бразильская Embraer, британская Rolls-Royce, французская Safran, американские Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Zimmer, Orchid Orthopedic Solution, израильская Blades Technology.
В 2020 г. «ВСМПО-Ависма» экспортировала 66% продукции, или 16 701 т, следует из годового отчета компании (отчет за 2021 г. еще не опубликован). Более 80% экспорта пришлось на США и страны ЕС. На долю США приходится около 25% всех поставок титановой продукции «ВСМПО-Ависмы», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В декабре 2020 г. минторг США пытался включить «ВСМПО-Ависму» в список «конечных военных пользователей» (military end-user list), которым запрещается передавать американские технологии, но уже в январе 2021 г. это решение было отменено.
В том же январе «ВСМПО-Ависма» и Boeing подписали долгосрочный контракт на поставку титановой продукции для самолетов Boeing 787 Dreamliner, Boeing 777, Boeing 767 и Boeing 737. Осуществлять механическую обработку части продукции, согласно контракту, должно СП «ВСМПО-Ависмы» и Boeing – Ural Boeing Manufacturing (UBM) в Верхней Салде. В рамках подписанного ранее отдельного контракта «ВСМПО-Ависма» также поставляет Boeing и его партнерам титановый прокат. О дальнейшей судьбе СП Boeing не сообщает.
Генеральный директор «ВСМПО-Ависмы» Дмитрий Осипов сообщил «Ведомостям» через представителя, что компания переориентирует поставки на другие рынки и направления. По его словам, сфера применения титана достаточно широка – от медицины до бытовой и пищевой промышленности. «Наблюдая за ситуацией в стране и мире, мы были готовы к подобному развитию событий, и у корпорации есть все возможности и ресурсы для снижения возникших рисков. Мы умеем быстро адаптироваться и уверены, [что] наши уникальные технологические разработки в сфере производства и обработки титановых сплавов всегда будут востребованы на других рынках. Мы уже работаем в этом направлении», – сказал Осипов.
Приостановка Boeing закупок титана у «ВСМПО-Ависмы», конечно, неприятна для последней, но не смертельна, так как речь не идет о расторжении долгосрочного контракта от 2021 г., говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. По его мнению, заявление Boeing носит исключительно политический характер, а упомянутых в нем запасов титана хватит лишь на несколько месяцев.
Возможное снижение выпуска титана на «ВСМПО-Ависме», по словам Хазанова, не будет носить катастрофического для компании характера и не приведет к остановке ее производства или массовым сокращениям. Даже если гипотетически загрузка «ВСМПО-Ависмы» уменьшится до 30–50% от нынешнего уровня, компания все равно будет рентабельна, считает эксперт.
Приостановка закупок не означает полного отказа, соглашается управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он обращает внимание, что речь идет о прямых поставках и с учетом важности «ВСМПО-Ависмы» в качестве сертифицированного поставщика у Boeing может быть проработана схема закупки титана через посредников. Вероятно, Boeing будет получать российский титан от трейдеров, замечает эксперт, в дальнейшем, скорее всего, сотрудничество с российским производителем сохранится, так как альтернативных поставщиков с сопоставимым качеством в мире нет.
Boeing вряд ли сможет найти полноценную замену продукции «ВСМПО-Ависмы», поскольку никто из американских, китайских и японских компаний такую номенклатуру и такого качества, как она, не выпускает, соглашается Хазанов. «ВСМПО-Ависма» поставляла Boeing не просто титановые слитки, а полуфабрикаты и штамповки, в том числе прошедшие механическую обработку на UBM (единственный подобный актив Boeing за пределами США), поясняет эксперт. Теоретически Boeing может сделать заказы у американских корпораций, таких как Timet и Allegheny Technologies, но они не смогут быстро нарастить производство, считает он.
Основными игроками на рынке титана для авиакосмической отрасли являются американские Timet, RTI, Allegheny Technologies, а также международные компании (GKN Aerospace, Aubert & Duval, Сarmel Forge, ThyssenKrupp, Carlton Forge Works, Bohler, Otto Fuchs и др.). Поэтому для Boeing переключение на американских поставщиков выглядит логичным с точки зрения геополитики, говорит Бурмистров. Но с точки зрения экономики этот шаг крайне сложный, считает он, в том числе из-за важности для компании СП с «ВСМПО-Ависмой».
Сейчас же американскую компанию все равно ждет падение производства на фоне глобального экономического кризиса, предполагает Гришунин. Реальный отказ от приобретения титана у «ВСМПО-Ависмы» чреват для Boeing срывом планов по увеличению выпуска Boeing 737 Max, считает Хазанов. В этом случае компанию могут ждать многомиллиардные иски.
По мнению Хазанова, «ВСМПО-Ависма» может переориентировать поставки на другие регионы, в частности на Китай, который развивает производство самолетов Comac. Одновременно компания имеет возможности для расширения продаж титановой продукции для нужд химии и нефтехимии, судостроения, энергетики, медицины и др. Например, заявленные проекты СПГ-заводов вряд ли смогут обойтись без российского титана. Отойти же от поставок в адрес Boeing, по оценке Хазанова, «ВСМПО-Ависма» сможет в течение полугода. Поставки «ВСМПО-Ависмы» могут пойти в Китай и Индию, соглашается Гришунин. Кроме того, рост спроса возможен и на российских авиазаводах, которые могут получить должную поддержку от государства, считает он.
По мнению Хазанова, ощутимых трудностей с сырьем на фоне текущей геополитической ситуации у «ВСМПО-Ависмы» возникнуть не должно, так как компания наладила поставки из Азии и Африки. По данным Минпромторга, в 2020 г. Россия импортировала 99,9% титанового сырья с Украины, из Казахстана, Чили, Китая, Монголии и ЮАР. В июне представитель «ВСМПО-Ависмы» говорил «Ведомостям», что в 2021 г. корпорация планирует приобрести 70 000 т ильменитового концентрата, 95% сырья поступит из-за границы. Географию поставок он не уточнял.
Отказ от продукции «ВСМПО-Ависмы» со стороны Airbus маловероятен, считает Гришунин. Доля российских поставок у него еще больше, при этом издержки на алюминий, сырье и энергию значительно выше американских. При переключении Boeing на альтернативных поставщиков титана аналогичные возможности Airbus будут сильно осложнены, добавляет Бурмистров.
Рекомендуем
SUAL Partners раскритиковала заявления UC Rusal по пошлинам
«Тилтех капитал» инвестировал в производителя бытовой химии
Госкомпания «Автодор» хочет занять у рынка 500 млрд рублей на строительство дорог