Hyundai вложит еще 37 млрд рублей в развитие производства в России | Финансовый портал
28.03.2024

Финансовый портал

Бизнес, банки, финансы

Hyundai вложит еще 37 млрд рублей в развитие производства в России

Минпромторг РФ 20 декабря сообщил об одобрении изменений, которые вносятся в специнвестконтракты (СПИК) калининградского «Автотора» и Hyundai. Допсоглашение с Hyundai предполагает включение в номенклатуру продукции новых моделей – Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportage. Совокупный объем инвестиций будет увеличен с 16 млрд до 52,8 млрд руб., говорится в сообщении ведомства.

СПИК «Автотора», как и предполагалось, подорожал на 20 млрд руб. и теперь дает компании возможность выпускать электромобили с локализацией двигателя, тяговой батареи и инвертора, а также компоненты к ним.

«Хендэ мотор мануфактуринг рус» (производственная «дочка» Hyundai в России) заключила СПИК с Минпромторгом 29 декабря 2018 г. По данным из реестра заключенных инвестконтрактов в Государственной информационной системе промышленности, СПИК с Hyundai заключен на девять полных лет. За это время компания должна успеть сделать центр исследований, разработок и производства обновленных Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio. Вложения тогда оценивались не менее чем в 16,7 млрд руб.

Еще одним условием СПИКа Hyundai является локализация двигателей в России. Это обязательство уже выполнено – завод мощностью до 240 000 двигателей в год за 15,8 млрд руб. был введен в эксплуатацию в сентябре. Он расположен на Левашовском шоссе в Курортном районе Петербурга, вблизи основной производственной площадки концерна. Его строила «дочка» Hyundai – Wia Rus. Поскольку инвестиции в стройку также делала она, эти 15,8 млрд не входят в объем затрат, который Hyundai заявила в рамках инвестконтракта.

Теперь, после изменений в СПИКе, корейская компания становится одним из самых капиталоемких среди российских и локализованных иностранных автоконцернов в России. Больше, чем Hyundai, в рамках СПИКа должны вложить только Volkswagen (61,5 млрд руб.) и «АвтоВАЗ» с Renault, Nissan и Mitsubishi (70 млрд руб. совокупно). Причем оба контракта предполагают инвестиции в технически сложные продукты – локализацию двигателя с турбонаддувом и автоматической трансмиссии-вариатора.

На что будут направлены дополнительные инвестиции Hyundai, пока не совсем понятно. В компании запросы «Ведомостей» оставили без комментариев. Источник газеты, знакомый с обновленной версией СПИКа, говорит, что в дополнительные 36,8 млрд руб. заложена покупка корейцами завода GM в Шушарах, а также организация сварочных и сборочных линий конвейера.

Сделка по приобретению Hyundai завода GM была закрыта в ноябре 2020 г. Тогда корейский концерн не раскрывал производственные планы по площадке и стоимость приобретения. В апреле 2021 г. «Интерфакс» со ссылкой на отчет российской «дочки» GM писал, что выручка от продажи завода составила 1,84 млрд руб. В то же время остаточную стоимость своего сборочного предприятия GM оценивала в 6,5 млрд руб. Американский автоконцерн свернул производство на этой площадке в 2015 г., практически полностью уйдя с российского рынка, за исключением премиальных моделей Chevrolet и Cadillac.

Сейчас Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage для российского рынка собирает крупноузловым методом «Автотор» в Калининграде. Включение этих моделей в СПИК означает переход к мелкоузловой сборке со сваркой и окраской и, соответственно, более высокую локализацию этих моделей в РФ. Но из них лишь Kia Sportage пользуется заметной популярностью на отечественном авторынке. Эта модель занимает 16-ю строчку в топ-25 по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Всего за 11 месяцев было продано 23 434 таких машины – на 2268 шт. меньше по сравнению с тем же периодом 2020 г. Hyundai Tucson, технически схожий со Sportage, разошелся тиражом 8493 экземпляра за тот же период, а премиальных внедорожников Palisade было продано всего 2449 шт.

Снятие с производства этих моделей в Калининграде станет большой проблемой для «Автотора», у которого резко сократится модельный ряд, сказал «Ведомостям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Партнеры уведомили о своих намерениях заблаговременно: это обсуждалось с момента принятия ими решения о приобретении новых мощностей и учитывалось при разработке долгосрочного плана по развитию и углублению дальнейшего сотрудничества, сказал «Ведомостям» представитель «Автотора».

Hyundai собирается вложить огромные деньги, за которые можно построить завод с нуля, замечает Бургазлиев. По его мнению, инвестиции сделаны Hyundai в основном в расчете на реализацию российской правительственной концепции по развитию электротранспорта. Если бы у них не было уверенности в выделении средств со стороны правительства на реализацию концепции, то они не стали бы рисковать такими средствами. В то же время Бургазлиев признает, что на данный момент пока не ясно, будет ли рынок для электромобилей в России.