В отличие от финансового кризиса 2008–2009 гг. текущий в большей степени затронул реальный сектор мировой экономики, констатируют эксперты НИУ ВШЭ в своем новом докладе «Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире». «Сокращение глобального ВВП в 2020 г. прогнозируется на уровне от 5 до 7,1%, тогда как в период предыдущего глобального финансового кризиса спад мирового производства составил в 2009 г. «лишь» 1,7%», – приводят данные Всемирного банка аналитики. Больше всего мировая экономика потеряет из-за рекордного снижения спроса на энергоносители, уменьшения объема мировой торговли (на 18,5% во II квартале 2020 г.), роста безработицы и объемов государственного долга. Все эти факторы повышают риск сползания экономик в долговой кризис и к долгосрочной стагнации ряда секторов, таких как ресторанная индустрия, розничная торговля, отдельные отрасли обрабатывающей промышленности.
Анализ реакции на пандемию стран «большой двадцатки» показывает, что страны с мощной экономикой активнее поддерживали свое население и национальную экономику, чем развивающиеся. Среди лидеров по объему поддержки по отношению к ВВП – Германия, Италия, Япония, Великобритания и Франция. Однако в этих странах пострадавших в меньшей степени поддерживают напрямую за счет бюджета, предпочитая предоставлять госгарантии или использовать другие квазигосударственные инструменты. Лидерами по тратам из бюджета стали США и Австралия, которые использовали как прямые выплаты пострадавшим, так и налоговые льготы. При этом авторы отмечают склонность правительств наиболее развитых стран к более активной и масштабной антикризисной политике. «По оценке МВФ, совокупный планируемый объем финансовой поддержки национальных экономик (в виде прямых бюджетных и налоговых расходов, приобретения активов и обязательств, гарантий и т. п.) составляет около $11 трлн, или 12,5% мирового ВВП», – отмечают аналитики ВШЭ.
Россия по глубине кризиса относится к числу относительно благополучных стран и по росту безработицы (1,6%), и по динамике промышленного индекса (снижение менее чем на 10 пунктов до 90,4), и по ожидаемому падению ВВП (-5,5%). Так, в первом полугодии 2020 г. доходы федерального бюджета составили 9,1 трлн руб. – на 5% ниже, чем годом ранее. Наибольшее падение зафиксировано во II квартале – 12%, а без учета средств от покупки Сбербанка это сокращение составило бы 33%, подсчитали в НИУ ВШЭ. Нефтегазовые доходы федерального бюджета рухнули почти на 60% во II квартале 2020 г. год к году.
«Одновременно с резким сокращением бюджетных доходов расходы государства были существенно увеличены по сравнению с показателями 2019 г., – отмечают в НИУ ВШЭ. – За первое полугодие 2020 г. расходы на здравоохранение по сравнению с 2019 г. увеличены более чем в 2,2 раза, дотации регионам – в 1,6 раза».
В итоге расходы федерального бюджета в январе – июне 2020 г. составили 10 трлн руб., что на 28% выше, чем годом ранее. Больше всего потрачено в период наиболее жестких ограничительных мер: с апреля по июнь 2020 г. расходы по отношению к апрелю – июню 2019 г. выросли на 38%, подсчитали в НИУ ВШЭ. Тем не менее суммарные затраты на поддержку экономики (2,9% ВВП) оказались одними из самых низких среди всех стран G20.
По прогнозам, в 2021 г. нам все же придется затянуть пояса. «Для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при формировании новой трехлетки на 2021–2023 гг. Минфин предлагает сокращение расходов на 10% от базы 2020–2022 гг., – обращает внимание доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Людмила Пронина. – Несмотря на достаточно эффективное выполнение Общенационального плана восстановления экономики и занятости населения, могут потребоваться дополнительные расходы из-за возможной второй волны пандемии. Расходы на выполнение плана уже составляют, по экспертным оценкам, порядка 1 трлн руб.».
К новым расходам приведут как обещанные меры поддержки МСП, так и новая структура финансирования нацпроектов. «Поэтому сокращение расходов на 10% обоснованно, хотя и не по всем направлениям оптимально», – замечает Пронина. В целом, по оценкам экспертов ВШЭ, в 2020 г. дефицит федерального бюджета составит 5% ВВП с учетом необходимости финансирования антикризисных мер, а также поддержки внебюджетных фондов и регионов.
С такой же оценкой в начале июля выступил Минфин России. «Общий дефицит бюджета ожидается около 5% ВВП», – сказал замминистра финансов России Владимир Колычев, уточнив, что в абсолютных цифрах это будет около 5 трлн руб. По предварительным оценкам Минфина, за первое полугодие 2020 г. дефицит федерального бюджета РФ составил 955,88 млрд руб.
Рекомендуем
Стоит ли ждать глобальной рецессии
Отсутствие режима изоляции не помогло экономике Швеции
Россия может разорвать налоговое соглашение с Кипром