«Сбер» нашел нового партнера в e-commerce | Финансовый портал
25.04.2024

Финансовый портал

Бизнес, банки, финансы

«Сбер» нашел нового партнера в e-commerce

«Сбер», группа «М.видео-Эльдорадо» и основатель-совладелец маркетплейса Goods.ru Александр Тынкован подписали соглашение о намерениях по совместному развитию Goods.ru, сообщил «Сбер». Стороны договорились подписать обязывающее соглашение в первой половине 2021 г. после комплексной инвестиционной проверки и получения необходимых разрешений от органов корпоративного управления всех компаний, участвующих в сделке, и ФАС.

Goods.ru оценивается приблизительно в 10 млрд руб. По соглашению «Сбер» обязуется инвестировать в его развитие около 30 млрд руб., он также должен выкупить за 4 млрд руб. часть доли маркетплейса, принадлежащей «М.видео-Эльдорадо». В итоге «Сбер» консолидирует 85% акций Goods.ru. 10% сохранит за собой «М.видео-Эльдорадо», 5% – основатель «М.видео» Александр Тынкован. В сообщении подчеркивается, что все стороны будут представлены в совете директоров маркетплейса.

Интеграция Goods.ru в экосистему «Сбера», как считают в банке, позволит создать на базе маркетплейса одного из ключевых игроков на российском рынке электронной коммерции. Goods.ru уготована роль основной мультикатегорийной площадки электронной коммерции «Сбера»: сейчас на Goods.ru представлено 2,5 млн товаров в 18 основных категориях, ассортимент планируется расширять. «М.видео-Эльдорадо», в свою очередь, намерена сфокусироваться на своем основном бизнесе. В то же время, оставаясь партнером «Сбера» и продолжая текущие совместные проекты с Goods.ru, группа планирует развивать также собственный маркетплейс по модели 3P (продажа товаров партнеров без создания товарных запасов).

Осенью 2020 г. на дне инвестора Герман Греф заявил, что уже по итогам 2023 г. «Сбер» «намерен войти в тройку лидеров российского рынка электронной коммерции, а на горизонте 2030 г. доля доходов «Сбера» от нефинансовых сервисов достигнет 20–30% против 1% на конец прошлого года. Первый зампредседателя правления «Сбера» Лев Хасис, комментируя предстоящую сделку с Goods.ru, отметил, что партнерство с «М.видео-Эльдорадо» и Тынкованом «является важным шагом по достижению наших планов». Тынкован, со своей стороны, заявил, что видит «большой потенциал в объединении глубокой экспертизы Goods.ru на непродуктовом онлайн-рынке и «Сбера» – в сфере food e-commerce и логистики, включая последнюю милю».

Соглашение с Goods.ru – уже четвертая попытка «Сбера» войти в число ведущих игроков российского рынка электронной коммерции. В 2017 г. банк договорился с «Яндексом» о создании СП на базе «Яндекс.Маркета» и инвестировал в предприятие 30 млрд руб., получив долю в 45%. Однако быстро выяснилось, что экосистемы партнеров жестко конкурируют между собой, и в июне 2020 г. компании объявили о разделе совместных проектов, в результате чего «Яндекс» выкупил обратно долю «Сбера» в «Яндекс.Маркете». В том же 2017 году Сбербанк вступил в переговоры с Alibaba Group о создании СП в сфере электронной торговли, в которое банк, как тогда предполагалось, должен был вложить деньги и логистические и маркетинговые технологии, а Alibaba – бизнес по торговле в России и странах СНГ, но через несколько месяцев эти переговоры завершились без результата. Еще одним партнером «Сбера» в сфере e-commerce мог в 2020 г. стать онлайн-ритейлер Ozon – по сообщению Reuters, банк намеревался выкупить около 30% компании, однако и эти переговоры зашли в тупик, а Ozon в итоге провел IPO. В ноябре прошлого года The Bell и «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщили, что «Сбер» начал переговоры с «М.видео» о совместном развитии Goods.ru – и, судя по нынешним заявлениям сторон, в данном случае переговоры могут завершиться успешно.

По данным Data Insight, Goods.ru сейчас находится в середине третьего десятка в списке крупнейших интернет-магазинов России, и, чтобы за короткий срок войти в тройку ведущих игроков, ему придется совершить очень серьезный рывок. Впрочем, гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что шансы есть. В большинстве стран лидерами рынка e-commerce, отмечает он, являются мультикатегорийные игроки с превалированием модели маркетплейса – именно эту модель развивает Goods.ru. В то же время, по словам Бурмистрова, компания не располагает собственной инфраструктурой, а использует мощности партнеров и это позволит ей легко интегрироваться в экосистему «Сбера», у которого есть «Сберлогистика», «Сбермаркет» и «Самокат». В результате, полагает эксперт, с учетом заявленных «Сбером» инвестиций уже в 2022 г. Goods.ru может побороться за 3-е место среди мультикатегорийных маркетплейсов, за которое сейчас сражаются «Яндекс.Маркет» и бизнес по продаже российских товаров AliExpress. Оборот Goods.ru за 2020 г. вырос вдвое и достиг 12,1 млрд руб., Бурмистров ожидает кратный рост оборота компании уже в течение 2021 г.