«Аэроэкспресс» возглавил Андрей Акимов из дептранса Москвы | Финансовый портал
26.04.2024

Финансовый портал

Бизнес, банки, финансы

«Аэроэкспресс» возглавил Андрей Акимов из дептранса Москвы

Новым генеральным директором «Аэроэкспресса» назначен руководитель дирекции московских центральных диаметров (МЦД) департамента транспорта Москвы Андрей Акимов, сообщил представитель «Аэроэкспресса» в понедельник. Акимов назначен гендиректором с 13 декабря. Он покинул свой пост в департаменте, уточнил представитель «Аэроэкспресса». До этого с сентября 2018 г. компанию возглавляла Алина Бисембаева. 

«Основным вектором деятельности Андрея Акимова <...> станет дальнейшая интеграция поездов и экспресс-автобусов компании в транспортную систему Москвы с учетом динамично меняющейся инфраструктуры, повышение качества обслуживания, увеличение доли компании на рынке перевозок в аэропорты», – сообщил представитель перевозчика. 

Как пояснила «Ведомостям» Бисембаева, ее уход с должности связан с личными обстоятельствами. «Есть разные идеи, предложения (по дальнейшему трудоустройству. – «Ведомости«). Как только решу – сообщу рынку», – рассказала она. 

Бисембаева также уточнила, что планы РЖД по продаже доли в «Аэроэкспрессе» (25% минус 1 акция) пока не реализовались. РЖД хотела выйти из капитала компании в 2021 г., продав долю за 1,5 млрд руб. (об этом сообщал в феврале «Интерфакс» со ссылкой на презентацию первого заместителя гендиректора монополии Вадима Михайлова). «В этом году, думаю, РЖД уже вряд ли это реализует. А какие у них планы на следующий год – сложно сказать. Пока они не сообщали, что меняют свои планы. Намерения по продаже остаются», – говорит Бисембаева. 

По данным «СПАРК-Интерфакса», 41,7% акций «Аэроэкспресса» владеют структуры Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, 33,3% – у бывшей жены заместителя мэра Москвы по транспорту Максима Ликсутова Татьяны (через TOR Property). В парке перевозчика 11 двухэтажных поездов Stadler и 7 одноэтажных электричек.

Бисембаева также надеется, что стратегия развития «Аэроэкспресса» не поменяется с приходом нового руководства. «У нас достаточно хорошая команда. Понятно направление деятельности. Но новый руководитель может внести свои идеи, коррективы – это всегда приветствуется», – сказала она. 

Андрей Акимов с 2012 г. работал в транспортном комплексе Москвы, где прошел путь от замруководителя отдела рельсовых видов транспорта до начальника дирекции МЦД, говорится в сообщении «Аэроэкспресса». «Акимов руководил трансформацией малого кольца Московской железной дороги в Московское центральное кольцо. Под его руководством в 2019 г. запущено движение по Московским центральным диаметрам от Одинцово в Лобню и от Нахабино в Подольск», – сообщила компания. 

Тогда же, осенью 2019 г., вместе с запуском первой ветки МЦД-1 (от Одинцово до Лобни) в движение поездов по маршруту интегрировали и поезда «Аэроэкспресса»: маршрут от аэропорта «Шереметьево» был продлен до Одинцово. Между Одинцово и Белорусским вокзалом «Аэроэкспресс» следует со всеми остановками и по тарифам МЦД, далее – в режиме экспресса с двумя остановками.

Кроме того, под руководством Бисембаевой летом этого года были запущены экспресс-автобусы от станции метро «Ховрино» (на севере Москвы) до «Шереметьево» и открыт новый пассажирский терминал пропускной способностью 1500 пассажиров в час в аэропорту «Домодедово». 

В пандемийном 2020 г. пассажиропоток «Аэроэкспресса» резко упал из-за ограничений на международные вылеты. Поезда и автобусы компании перевезли в аэропорты 5,4 млн человек против 12,2 млн в 2019 г. (- 56%). «Аэроэкспресс» также часто менял графики движения в соответствии с решениями аэропортов по временному закрытию терминалов. В июне 2020 г. компания снизила тариф – с 450 руб. (стандарт в одну сторону) до 300 руб. Выручка компании в 2020 г. упала в 1,6 раза до 3 млрд руб., чистый убыток составил 1,5 млрд руб. 

Сейчас, по данным сайта «Аэроэкспресса», билет «стандарт» обойдется в 399 руб., поездка по бизнес-тарифу – в 800 руб. Компания не раскрывала пассажиропоток в 2021 г.

Президент Национального центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что «Аэроэкспресс» будет развиваться по пути дальнейшей интеграции в столичный транспортный комплекс. «Сегодня они уже активно интегрируются в расписание МЦД и на некоторых направлениях работают как поезд МЦД со всеми остановками. В этом направлении и будет проходить дальнейшее развитие «Аэроэкспресса»», – заявил Иванкин.

Эксперт уточнил, что это поможет компании привлечь дополнительный трафик за счет пассажиров, которым не нужно попасть в сам аэропорт. «Они не теряют идеи связи с аэропортами, но привлекают городских пассажиров. С другой стороны, пассажиры, едущие в аэропорт или из аэропорта, выиграют от увеличения остановок по пути следования к конечной точке. Им не придется ехать в Москву до Павелецкого или Белорусского вокзалов», – заключил Иванкин. При этом, по мнению эксперта, жесткой конкуренции между поездами МЦД и «Аэроэкспресса» на этих маршрутах возникнуть не должно: «Ниток расписания хватает, при этом поездов комфортного класса пока недостаточно. Поэтому в ближайшие 3-5 лет «Аэроэкспресс» не будет «толкаться» с поездами МЦД».

Восстановление пассажиропотока московского авиаузла обусловливает рост пассажиропотока на «Аэроэкспрессе», замечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но он также отмечает усиливающуюся конкуренцию со стороны агрегаторов такси, планируемый запуск новых станций метро вблизи аэропортов (например, к аэропорту «Внуково» метро дойдет до конца 2023 г.) и появление альтернативных вариантов сообщения (например, запуск скоростного трамвая до Домодедово). Это ставит планы по обновлению парка «Аэроэкспресса» и выходу на устойчивую прибыльность под большой вопрос, говорит эксперт.

В этой ситуации ключевым фактором сохранения экономической эффективности проекта становится интеграция поездов и экспресс-автобусов компании в транспортную систему Москвы, отмечает Бурмистров.