Аптечные компании наращивают продажи в онлайне | Финансовый портал
26.04.2024

Финансовый портал

Бизнес, банки, финансы

Аптечные компании наращивают продажи в онлайне

В I квартале 2021 г. онлайн-продажи аптечных сетей в России выросли до 46,2 млрд руб. – на 24% больше, чем в I квартале 2020 г. Речь идет о бронировании лекарств на сайте компании с возможностью забрать в выбранной аптеке, а также о доставке безрецептурных препаратов на дом, которая стала возможна с апреля прошлого года. Доля онлайн-продаж в аптечной выручке достигла 13,1% против 9,7% годом ранее, подсчитала аналитическая компания RNC Pharma. «Ведомости» ознакомились с исследованием.

Авторы исследования подсчитали, что наибольший рост онлайн-продаж продемонстрировали небольшие аптечные сети, работающие в одном или нескольких регионах. Самые яркие примеры – московская сеть «Ваша № 1» (рост на 367% до 200 млн руб.), уфимская «Фармленд» (на 168% до 1,1 млрд руб.). В этих компаниях на запросы «Ведомостей» не ответили.

Федеральные организации продемонстрировали более скромные результаты. Так, динамика лидирующего по сумме продаж сервиса «Аптека.ру» (14,2 млрд руб., входит в ГК «Катрен» Леонида Конобеева и Владимира Спиридонова) составила лишь 13%. Представитель компании комментарии не предоставил. «Сбер Еаптека» увеличила продажи на 78% до 2,8 млрд руб., сеть «36,6» – на 65% до 1,1 млрд руб., «Эркафарм» – на 8% до 1,5 млрд руб.

«Эркафарм», как и другие федеральные игроки, развивает онлайн-направление уже несколько лет, тогда как компании, показавшие максимальный прирост, запустили его относительно недавно, с чем и связана их высокая динамика продаж, объясняет заместитель гендиректора сети Дмитрий Боков. Об этом же говорит и директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Ранее, когда было доступно только бронирование лекарств с возможностью забрать их в выбранной аптеке, локальные игроки не были заинтересованы в запуске и развитии соответствующих сервисов из-за низкой рентабельности, объясняет Беспалов. После легализации доставки на дом в апреле 2020 г. это направление стало более привлекательным, и за счет высокой узнаваемости брендов самих сетей на местном уровне им удалось сравнительно быстро нарастить продажи. В результате они смогли даже подвинуть некоторых федеральных игроков, и, по мнению Беспалова, этот тренд будет сохраняться как минимум до конца года. Однако в долгосрочной перспективе локальным компаниям будет сложно сохранить такие же темпы роста продаж через онлайн, из-за того что крупные федеральные сети располагают большими финансовыми и организационными ресурсами для продвижения своих услуг.

Онлайн-продажам будет придан дополнительный импульс, когда легализуют дистанционную торговлю и рецептурными препаратами тоже, говорит Беспалов. Его прогноз – рост доли онлайна в общей выручке аптек до 20–25% в течение двух лет с момента легализации. С такой инициативой в марте этого года выступило Минцифры. Министерство представило план развития отрасли информационных технологий в России, предполагающий разработку к 1 июля 2021 г. проекта постановления правительства РФ, разрешающего дистанционную торговлю рецептурными лекарствами. Этот план был направлен на рассмотрение профильному вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Провести пилотный проект по доставке таких препаратов Всероссийский союз пациентов просил премьер-министра Михаила Мишустина. В качестве площадки для отработки механизма организация предложила Белгородскую область, где полностью внедрена система электронных рецептов, а это представители Минздрава неоднократно называли обязательным условием для легализации дистанционной торговли рецептурными препаратами.

От дальнейшего роста доли онлайн-продаж могут пострадать сети, не имеющие финансовой возможности развивать онлайн-направление, говорит Беспалов. Это, как правило, одиночные аптеки и небольшие сети, расположенные в том числе в малых населенных пунктах, где зачастую другие игроки вообще не представлены. Их доля на рынке составляет около 8%. В результате подобные структуры могут вообще прекратить свое существование, резюмирует эксперт.